Начало XX века ознаменовалось стремительным развитием гонки вооружений на море. Наблюдая за растущей мощью Германии, Великобритания прилагала огромные усилия, чтобы не отстать от нее. В 1906 году на воду был спущен могучий и, по общему мнению, несокрушимый линейный корабль с беспрецедентным водоизмещением в 22500 тонн. Ему было дано имя "Dreadnought" ("Неустрашимый"). Это имя вошло в историю. Ведь оно открыло новую эру в кораблестроении. Все вновь построенные линкоры теперь назывались "дредноутами". В гонке военно-морских вооружений между двумя великими державами старалась не отставать и царская Россия. В 1906 году было принято решение о подготовке к строительству серии линкоров. Согласно первоначальным тактическим прикидкам, это должны были быть корабли, вооруженные 12 305-мм орудиями в трехбашенных башнях и 12 120-мм орудиями в казематах, с максимальной скоростью 22 узла. В начале 1908 года был объявлен конкурс на проектирование и строительство серии из четырех линкоров. К участию были приглашены шесть российских и 21 иностранная компания. Всего была получена 51 заявка. Конкурс был завершен в середине 1908 года. Премию получила немецкая верфь Blohm und Voss. Решение конкурсной комиссии нарушало ранее принятый принцип, согласно которому все военные корабли должны были строиться в России. Кроме того, перспектива размещения заказа в Германии - стране, которая никогда не была по-настоящему дружественной России, - встретила противодействие со стороны политических кругов и правительства. В конце концов, предложение о строительстве кораблей на верфи Blohm und Voss было отклонено Думой (парламентом царской России). Это было продиктовано и соображениями престижа, и стремлением к расширению собственной судостроительной промышленности. Было решено реализовать проект Балтийского судостроительного завода в Санкт-Петербурге. Его автором стал профессор Иван Бубнов, известный конструктор подводных лодок. Проект претерпел множество изменений и доработок, прежде чем был реализован. При этом были использованы немецкие и итальянские решения из представленных на конкурс проектов. Строительство кораблей должно было занять три года, но из-за неопытности, проблем с материалами и плохой кооперации сроки ввода в эксплуатацию затянулись. Киль для всех кораблей был заложен в один день - 10 июня 1909 года, но ни один из них не вступил в строй до начала Первой мировой войны. Линейный корабль "Гангут" (после 1925 года переименованный в "Октябрьскую революцию") был построен на Балтийском заводе в Санкт-Петербурге. Он был спущен на воду 7 октября 1911 года и вступил в строй 22 декабря 1914 года в качестве одного из кораблей 1-й бригады линкоров Балтийского флота. После вступления в строй данные корабля были следующими: - водоизмещение - 23400 т., длина - 182,2 м, ширина - 26,5 м, осадка - 8,4 м; - вооружение: 12 305-мм орудий в 4 башнях по 3 ствола в каждой; 16 120-мм орудий, одиночных, расположенных в бортовых казематах; 4 47-мм зенитных орудия (во время войны они были заменены на 2х65-мм зенитки; 8-24 тяжелых 8-мм пулемета без стационарных креплений (переносные); 4 торпедных аппарата калибра 457 мм, расположенных ниже ватерлинии. - Движитель: 4 турбины Parsons, приводящие в движение 4 трехвинтовых гребных винта. Пар вырабатывался в 25 угольных котлах Yarrow с масляными дожигателями. Общая мощность турбин 42 000 л.с. - скорость: 23 узла - дальность плавания; при 15 узлах 8 000 м. - экипаж: 32 офицера и 1094 матроса - Бронирование: бортовая броня 102 - 225 мм, главные артиллерийские башни 125 - 200 мм, командирские башни 250 мм, палубная броня 39-76 мм. Корабль мог принять до 3 000 тонн угля и 1 170 тонн нефти и машинных масел. Он имел два руля разных размеров и форм, расположенных один за другим. Первоначально на корабле имелись две дымовые трубы, расположенные вертикально по оси симметрии корабля на довольно большом расстоянии от него. Оценивая корабль с боевой точки зрения, к недостаткам его конструкции следует отнести: расположение бортовых орудий под башнями главного калибра, слишком слабую броню, расположение боевых камор бортовых орудий в непосредственной близости от зарядных станций, слишком низкую носовую часть, что приводило к затоплению палубы даже при средних волнах, плохо работающую вентиляцию и тяжелые санитарно-бытовые условия для экипажа. Несмотря на все эти недостатки, корабль был оригинальной и прочной конструкцией, о чем свидетельствуют, например, его действия при обороне Ленинграда, где он получил серьезные повреждения. После вступления в строй "Гангут" принял участие в очень немногих боевых действиях Первой мировой войны. Задачей более крупных подразделений Балтийского флота была оборона Петрограда от немецких десантов. В 1915 году корабль трижды прикрывал минные постановки, но не принял участия ни в одном сражении, в котором мог бы показать силу своей мощной артиллерии. В 1926-1928 годах уже как "Октябрьская революция" он прошел капитальный ремонт. Он включал замену котлов (на нефтяные), установку нового ствола и перемещение переднего дымохода на корму, чтобы он не задымлял боевую платформу. Подводные торпедные аппараты также были демонтированы. В 1931-1934 гг. корабль вновь прошел капитальный ремонт, в ходе которого были модернизированы вооружение, центральная артиллерия и установки управления огнем. В 1931 году форму переднего дымохода еще раз изменили, придав ему больший изгиб и сделав его выше для лучшего отвода выхлопных газов. В 1933 году корабль был оснащен 2 гидросамолетами, опускаемыми в воду с помощью больших кранов, и усилено зенитное вооружение. Во время советско-финской войны (1939-1940 гг.) линкор "Октябрьская революция" неоднократно принимал участие в обстрелах финских позиций и укреплений. В июле 1940 года он был переведен в Таллин. Покинул порт сразу после нападения гитлеровской Германии на СССР. Вернулся в Кронштадт и разделил судьбу города после снятия немецкой блокады вокруг Ленинграда. Артиллеристы неоднократно участвовали в обстрелах вражеских позиций и защищали корабль от массированных атак немецкой авиации. Во время налетов линкор несколько раз получал серьезные повреждения. В апреле 1942 года после бомбардировки он погрузился на дно. Его подняли, отбуксировали на Балтийский завод и там отремонтировали. В начале 1944 года он вновь был готов к боевым действиям. Корабль принимал активное участие в прорыве блокады Ленинграда, а 15 января 1944 года обстрелял немецкие огневые позиции в районе Ораниенбурга. 22 июля 1944 года за заслуги в обороне Ленинграда корабль и экипаж были награждены орденами Красного Знамени. После войны линкор продолжил службу на флоте. В 1945-1947 годах он прошел очередной капитальный ремонт. Было модернизировано вооружение, установлено радиолокационное оборудование и радиолокационные антенны. Корабль использовался в учебных целях до 1955 года. В конце 1955 года он был выведен из боевого состава. Таким образом, он прослужил в составе ВМФ России и СССР более 40 лет, что является уникальным показателем в мире. Это свидетельствует о прочности конструкции и обоснованности принципов проектирования. Модель линкора "Октябрьская революция" разработана в масштабе 1:300.
РЕКОМЕНДАЦИИ: Модель имеет высокую сложность сборки. Перед склейкой внимательно ознакомьтесь с генеральным планом модели и сборочными чертежами. Детали скелета модели, следует оклеивать картоном толщиной 0,5-0,9 мм. Если детали отмеченные буквой P или L - право или лево, W или "ножницы" – вырезать. По желанию раскрасить плакатными или масляными красками подходящего цвета. После сборки модель следует покрыть матовым лаком. Соблюдайте принцип "сухой посадки", т.е. два раза попробуйте, один раз приклейте. При склеивании корпуса обращайте внимание на его симметричность. При необходимости, длину и толщину мачт, размеры парусов, выбирайте в соответствии с прилагаемыми шаблонами.
Распечатано на цветном принтере. Лист цветной выкройки (160-180 г/м кв.) - 11 листов. Лист с инструкцией по сборке - 8 листов. Картон (0.5-0.9 мм) - 4 листа.